Воскресенье, 19.05.2024, 03:07 Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Июль » 1 » Первый «народный автомобиль» СССР на днях отпраз
05:17

Первый «народный автомобиль» СССР на днях отпраз





19 апреля исполнится 43 года с того момента, как с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый Советский «народный автомобиль» - ВАЗ-2101.

Как это было

В 1966 году «Фиат-124» стал автомобилем года в Европе. Ближе к 70-м годам в Советском Союзе решили, что пора обновлять модельный ряд отечественных автомобилей. Было принято решение о строительстве нового автозавода на берегу Волги, завода, который производил бы малолитражные легковые автомобили, доступные для населения Советского Союза. Долго и тщательно изучались европейские автомобили как образцы, которые можно было бы взять за основу новой советской малолитражки.

Устаревший на тот момент «Фиат-124» был выбран неслучайно: технологически он был наиболее простым и доступным в плане обслуживания. Более современные и дорогие автомобили в СССР просто не прижились бы, поскольку необходимого для их обслуживания количества технических станций на тот момент в стране еще не было. Выбор руководства страны пал таким образом на «Фиат-124».

В СССР было завезено около полутора десятков автомобилей для тестирования в непростом климате (по сравнению с Италией). Морозы, снег, гололед – испытуемые авто показали себя не с лучшей стороны. В исходный «Фиат-124» пришлось внести около 800 изменений, чтобы «Жигули» стал более надежным, экономичным за счет модернизированного двигателя и практичным в суровом климате автомобилем по сравнению с его европейским прототипом.

Первые "копеечки"

К 100-летию Владимира Ленина с конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. В 1970 году их было выпущено небольшое количество, поскольку шла отладка конвейера. Производство «классики» советского автопрома стало разворачиваться в полном объеме лишь в 1971-1972 годах. В конце 1973 года было объявлено о выходе Волжского завода на полные производственные мощности.

Все это время с советскими конструкторами сотрудничали итальянские эксперты. До 1975 года за производством ВАЗ-2101 осуществлялся жесткий контроль, что невозможно не заметить даже невооруженным взглядом: владельцы первых – уже раритетных – «копеек» утверждают, что качество металла, который использовался тогда для изготовления кузова «копейки» было превосходным, поэтому время и коррозия его практически не тронули.

История названия «копейки» - родоначальника автомобилей семейства «классика» - такова: сначала за индекс модели – 01 – в народе авто стали называть «единичкой», а вот в конце 80-х годов, когда блеск престижа владения данного авто в глазах советского человека немного померк, к ВАЗ-2101 «прилипло» название «копейка».

Откуда названье?

По поводу версии возникновения названия «Жигули» до наших времен дошли несколько версий. Первая – что название появилось в результате конкурса в журнале «За рулем», который прошел в 1968 году. Вторая – что название это было предложено конструктором Александром Черным и утверждено дирекцией Волжского автозавода в 1967 году. Было у «Жигулей» и имя «на экспорт» - Lada-1200, которых в страны Европы и даже в Египет и Нигерию было отправлено почти 60 тысяч экземпляров.

ВАЗ-2101 и его модификация - ВАЗ-21011 выпускались вплоть до 1983 года, после чего до 1988 года с конвейера стала сходить только модификация ВАЗ-21013. Около 2 миллионов 700 экземпляров было выпущено за все годы.

Много что было у советского человека с появлением «копейки» впервые: у большинства это был первый автомобиль, люди узнали, что во время движения авто в салоне можно разговаривать не повышая голоса, что зимой двигатель можно завести без труда даже без горячей воды и паяльника, а в автомобиле может быть тепло и сухо. Качество и техническая надежность первых автомобилей «Жигули» не в последнюю очередь можно объяснить тем, что они были оснащены карбюратором Weber 32 DCR.

Если говорить о доступности авто для советского человека, то приобрести его было сложно в принципе. Но по сравнению с предыдущими десятилетиями, когда приобрести личный автомобиль было просто невозможно, все стало проще, поскольку автомобилей производилось достаточно много. Год-два – и рядовой советский человек мог запросто стать автовладельцем.

Руководитель ульяновского движения любителей и ценителей старых автомобилей Александр Кременицкий:

- Первые выпуски «Жигулей» - особенно первые 3-4 года - шли под строгим контролем качества. Завод только набирал производственные мощности и качество изделий сильно контролировалось на самом высоком правительственном уровне. Опытные итальянские эксперты, работавшие в то время по контракту, помогали этот контроль осуществлять. Качество кузовного металла до 1975 года было просто превосходным. На моем автомобиле, который достался мне от дедушки, с 1973 года было установлено три «заплатки» всего. И это даже не из-за коррозии как таковой, а по причине любви автовладельцев тех времен к линолеуму на полу в авто. Считалось, что такое покрытие обеспечит чистоту, порядок и сохранность автомобиля. На практике же из-за отсутствия вентиляции половиц, начиналась коррозия. Если говорить о качестве деталей автомобиля, то за 40 лет на «ВАЗ-2101», владельцем которого я являюсь, ни разу не менялись ни пороги, ни крылья, ни другое кузовное «железо», - рассказывает Александр.

Если сравнивать качество металла первых «копеек» с теми, которые производились в конце 80-х годов, то разница, по словам людей знающих, разительная: к кузову невозможно даже приварить «заплатки» в местах коррозии – вырезаешь прогнивший металл, а там - опять коррозия, приварить практически ничего невозможно.

- На протяжении многих лет эксплуатации автомобиля «ВАЗ-2101» я и другие владельцы «Жигулей» ранних выпусков заметили, что если какой-то узел или агрегат в авто меняется, то поломка – скорее всего – будет за этим же узлом, - делится наблюдением Александр Кременицкий. - Если автомобиль ходит, то лучше ничего не трогать и не менять, потому что даже 40-летние «родные» детали «копейки» надежнее современных новых. Отсюда можно сделать выводы о качестве деталей для отечественных авто, производимых в наши дни. Если приводить пример, то современные шаровые опоры ходят в среднем 5-10 тысяч километров. Советские же ходили от 60 до 100 тысяч километров.

Таким образом, ресурс деталей сегодня сократился в десятки раз. Что это? Следствие того, что мы давно перешли в эпоху утилитарности, когда главная цель – больше потреблять, покупать нового, а не чинить и не ремонтировать старое. И это проблема не только и не столько российского автопрома, сколько времени в целом.

Экземпляров тех первых «Жигулей» остается в Ульяновской области все меньше и меньше. Отчасти «благодаря» программе утилизации старых автомобилей, из-за которой немало достойных экземпляров «копейки» ушло «под пресс». Так в прошлое уходит первый самый советский, самый «народный автомобиль» эпохи СССР.

Если встретить «копейку» на ходу в регионе можно, особенно если ее владелец – настоящий ценитель старых и добротных вещей, то увидеть в Ульяновской области настоящий «Фиат-124» не получится. Бывалые ценители ретро-авто поговаривают, что где-то даже кто-то видел у нас в регионе «Фиат-125», переделанный под «Жигули» … Но слух этот так и бродит в среде истинных ценителей ретро-авто на правах «городской легенды».

Просмотров: 244 | Добавил: snevends | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz